На презентации новых iPhone 13 Pro в Купертино показали новую возможность флагманов – съемку роликов в формате ProRes. Фишку не успели доработать до старта продаж моделей, она стала доступна только с выходом ключевого обновления iOS 15.1.

Эта опция стала большим шагом вперед в развитии мобильной видеосъемки. В свое время в Apple уже создавали подобные прорывные технологии для фото типа портретной съемки в iPhone 7 Plus или Apple ProRAW в iPhone 12 Pro.

Сейчас разберемся, есть ли смысл записывать видео в ProRes iPhone. Каковы перспективы и преимущества этого кодека в мире мобильной видеосъемки?

Что такое Apple ProRes

Apple ProRes – это не одно, а целое семейство кодеков, которые используются для сжатия видео. Кодеки разработаны Apple и впервые были представлены в одном из обновлений программы Final Cut для Mac в 2007 году.

Есть несколько разновидностей кодека ProRes

  • Apple ProRes 4444 XQ: топовый 12-битный кодек без сжатия, поддерживающий высокую скорость видеопотока, широкий динамический диапазон и альфаканал
  • Apple ProRes 4444: это 12-битный кодек без сжатия, поддерживающий цветовые пространства RGB/Y’CrCb и умеющий хранить данные о прозрачности (альфаканал).
  • Apple ProRes 422 (HQ): это 10-битный кодек высокого разрешения (вплоть до 8К), имеющий более высокий битрейт и качество картинки.
  • Apple ProRes 422: аналог предыдущего 10-битного кодека, но с более низким качеством картинки и скоростью видеопотока.
  • Apple ProRes 422 (LT): еще более облегченный вариант 10-битного кодека, балансирующий на грани качества изображения и размера исходного файла.
  • Apple ProRes 422 (Proxy): кодек с достаточно низкой скоростью видеопотока, в основном используемый для чернового монтажа.

Семейство кодеков Apple при полной поддержке программной и аппаратной платформ обеспечивает быструю и удобную работу с видеоматериалом. Данные ProRes практически не требуют ресурсов распаковочного устройства, что ускоряет процесс монтажа. Особенно это заметно при работе с несколькими потоками одновременно.

Кроме того, ролики в ProRes сохраняют большой объем информации о цвете, как и фотографии в ProRaw, позволяя на стадии монтажа извлекать слишком темные или, наоборот, зажженные участки кадра.

Расплатой за эти преимущества размер файлов, снятых в ProRes.

 

Какие особенности и ограничения есть у ProRes на iPhone

Чтобы научить мобильный гаджет хранить видео в профессиональном, удобном для дальнейшей обработки формате, компании Apple пришлось пойти на ряд уловок.

Во-первых, кодек ProRes поддерживается только в моделях iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max.

Во-вторых, как уже было сказано выше, видео в формате ProRes занимают большое количество места на устройстве. Минутный ролик в 4K разрешении будет занимать около 6 ГБ. Поэтому Apple ограничили максимально доступное разрешение для съемки в ProRes на моделях iPhone 13 Pro с минимальным объемом памяти.

Накопителя на 128 ГБ могло хватить для сохранения всего 18-19 минут видео в ProRes 4K. Базовая "прошка" умеет снимать ProRes в разрешении 1080p. Смартфон Apple с максимально возможным объемом памяти в 1 ТВ способен вместить чуть более 2.5 часов видео в ProRes с разрешением 4K.

В-третьих, отснятый материал в ProRes рано или поздно придется передавать на компьютер для дальнейшей обработки и монтажа. А тут все упирается в старый добрый Lightning, выбивающийся из «профессиональной» направленности iPhone 13 Pro.

Стандартный разъем iPhone, не изменявшийся с 2012 года, позволяет передать около 3.5 Гб данных в минуту. Это означает, что минутное видео в ProRes будет передаваться около 3 минут, а роликовые часы – почти 3 часа!

В-четвертых, ProRes поддерживают не все устройства Apple. Соответственно, при передаче данных AirDrop ролики могут быть автоматически перекодированы в H.264 или HEVC.

Это нужно помнить при попытке опрокинуть большой объем данных по воздуху.

Передать ProRes без конвертации можно на следующие устройства:

  • Всю линейку iPhone 13 (включая модели iPhone 13 mini и iPhone 13);
  • iPad mini (6-е поколение);
  • iPad Pro (11″ всех поколений или 12.9″ 3-го поколения и поновее);
  • Компьютеры Mac с OS X 10.6 и более новые.

Эти устройства могут сохранять ProRes без перекодировки, просмотра и редактирования видео.

В-пятых, сначала флагманские модели iPhone снимают с использованием кодека Apple ProRes 422 (HQ). Это один из трех видов кодека без сжатия, но в отличие от ProRes 4444 и ProRes 4444 XQ, он не умеет хранить данные об альфаканале и записывает до 10 бит.

Посторонние программы для съемки видео позволяют активировать кодеки со сжатием: ProRes 422, 422 (LT) или 422 (Proxy).

 

Как снимать в ProRes на iPhone

Эта фишка работает только на моделях iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max с установленной операционной системой iOS 15.1 и более поздней.

1. Выделите Параметры – Камера – Форматы.

2. Включите переключатель Apple ProRes в разделе Видеосъемка.

3. Включите камеру в режиме видеосъемки и активируйте кнопку ProRes в верхней панели.

Обратите внимание, что съемка в ProRes невозможна в режиме Киноэффект, в случае замедленной съемки или покадрового режима.

Видеоролики могут быть сняты в разрешении 1080p 25/30/60 кадров в секунду или 4K 24/25/30 кадров в секунду.

Не забывайте, что модели с минимальным объемом памяти не могут записывать ролики ProRes в 4K.

 

Нужен ли ProRes в текущем поколении iPhone

Apple ежегодно стабильно улучшает камеру новых флагманских моделей iPhone. В этом году, кроме апгрейда железа, Apple сделали большой шаг вперед в плане программного обеспечения для съемки видео.

Новые модели iPhone 13 Pro получили поддержку кодека ProRes, но выглядит это новшество не мгновенным бонусом, а фишкой на перспективу.

Сейчас даже при самом пристальном сравнении найти разницу между снятыми с использованием разных кодеков роликами найти непросто. Многократное увеличение, попытка найти отличия в динамических сценах, агрессивная цветокоррекция или перекраска кадра пока не позволяют обнаружить серьезные плюсы роликов в ProRes.

Матрица iPhone еще не способна предоставить столь большой объем информации и данных, чтобы был смысл кодировать ее в профессиональный видеокодек.

Через два-три года, когда используемая матрица и оптика пройдут еще несколько стадий эволюции, мы обязательно получим профит от ProRes кодека в iPhone.

А пока, если вы не суперпрофессионал, использовать ProRes в текущем поколении прослоек нет особой потребности. Вы скорее заполните память смартфона, а затем потратите больше времени на отправку контента на компьютер для дальнейшей обработки.